положение инклюзивное образование (Автосохраненный).pdf

Положение
об инклюзивном (интегрированном) обучении детей с ограниченными
возможностями здоровьяв
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение обеспечивает реализацию прав детей с ограниченными
возможностями здоровья на получение образования, коррекции нарушений
развития, социальной адаптации в условиях общеобразовательной организации.
1.2. Положение разработано согласно следующим нормативным документам:
- Конституции Российской Федерации;
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№ 1015 (ред. от 13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 №
29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии»;
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ « Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнением);
- Письма Министерства образования и науки Российской
Федерации
от
18.04.2008г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми
с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
1.3. Инклюзивное (интегрированное) обучение – это обеспечение равного доступа
к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей. Организация образовательного
процесса,
при которой обучение и воспитание детей с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных организациях,
осуществляющих реализацию общеобразовательных программ, в едином потоке с
нормально развивающимися сверстниками.
1.4. Основная цель инклюзивного обучения – реализация права детей с
ограниченными возможностями здоровья на получение образования в
соответствии с познавательными возможностями и способностями по месту
жительства, их социализация, адаптация и интеграция в общество, повышение
роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
1.5. Инклюзивное образование детей с ОВЗ и(или) детей-инвалидов может
реализовываться через следующие модели:
1) полная инклюзия – дети с ОВЗ и(или) дети-инвалиды посещают
общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются
по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом
соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные
общешкольные мероприятия и др.;

2) частичная инклюзия - дети с ОВЗ и(или) дети-инвалиды совмещают
индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного
учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и
предметы которых рекомендует межведомственная комиссия по включению детейинвалидов в инклюзивное и (или) дистанционное образование (далее –
Межведомственная комиссия) по согласованию с родителями (законными
представителями). Также дети с ОВЗ и(или) дети-инвалиды могут посещать
кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не
противоречит рекомендациям Межведомственной комиссии;
3) внеурочная инклюзия - дети с ОВЗ и(или) дети-инвалиды обучаются
только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные
мероприятия и др. в общеобразовательном учреждении по рекомендациям
Межведомственной комиссии и по согласованию с родителями (законными
представителями).
1.6. Контроль за освоением образовательных программ детьми с ОВЗ и(или)
детьми-инвалидами осуществляет администрация школы.
1.7.Зачисление ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательный класс осуществляется приказом директора школы с согласия
родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии с указанием программы обучения.
2. Организация инклюзивного (интегрированного) обучения
2.1. Инклюзивное обучение организуется по согласованию с Учредителем на
основании приказа директора школы.
2.2. Инклюзивное обучение организуется:
- посредством совместного обучения учащихся c ограниченными возможностями и
детей, не имеющих таких ограничений, в одном общеобразовательном классе на
уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Наполняемость класса не должна превышать 25 учащихся: из них 3-5 детей с
нарушениями однородного характера (задержка психического развития);
2.3. Допускается сочетание интегрированной формы организации образовательного
процесса с другими формами, при наличии указания на это в заключении ПМПК.
2.4. С детьми с ограниченными возможностями здоровья из трех или более
параллельных классов организуются коррекционные занятия и уроки по таким
учебным предметам федерального компонента учебного плана, как математика,
русский язык, литературное чтение, которые проводятся учителем.
2.5. На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного ребенка с
нарушениями психического развития (трудностями в обучении) выделяется в 1-4
классах – 3 часа, а в 5-9 классах – 4 часа в неделю.
2.6. Коррекционно-педагогические занятия могут проводиться в форме
индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
2.7.Учащиеся c ограниченными возможностями здоровья, успешно усваивающие
адаптированные образовательные программы, по решению педагогического совета
переводятся в следующий класс.
2.8.При отсутствии положительной динамики в усвоении адаптированных
образовательных программ, в развитии и адаптации в условиях инклюзивного

обучения по решению педагогического совета, обучающиеся в установленном
порядке направляются на дополнительную диагностику в ПМПК для получения
рекомендаций.
2.9.Ответственность за жизнь и здоровье детей с ОВЗ и(или) детей-инвалидов в
пути следования к общеобразовательной организации и обратно несут родители
(законные представители).
2.10. Ответственность за жизнь и здоровье детей с ОВЗ и(или) детей-инвалидов в
общеобразовательной организации несет организация.
3. Образовательный процесс и итоговая аттестация.
3.1.Образовательный процесс
инклюзивного (интегрированного) обучения
осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех
ступеней общего образования.
I ступень – начальное общее образование – VII-VIII вид, нормативный срок
освоения 4 года;
II ступень – основное общее образование – VII-VIII вид, нормативный срок
освоения 5 лет;
III ступень – полное общее образование – нормативный срок освоения 2 года.
3.2.Образовательный процесс при инклюзивном (интегрированном) обучении
регламентируется школьным учебным планом, составленным в соответствии с
базисным учебным планом.
3.3. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется по рекомендациям
ПМПК в рамках адаптированных
образовательных программ при осуществлении индивидуальной психологической,
медицинской коррекции.
3.4.Обучение организуется как по общим, так и по специальным учебникам,
соответствующим программе обучения,
рекомендованным Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в образовательных организациях.
Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим
советом и администрацией школы.
3.5. Образовательный процесс учащихся с ОВЗ сопровождают социальный педагог,
психолог, медработник.
3.6.
Оценка знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в соответствии с программой обучения с учетом особенностей
развития ребенка.
3.7. Решение о промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья принимает педагогический совет школы.
3.8. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших
адаптированные программы основного общего образования, государственная
(итоговая) аттестация проводится в форме государственного выпускного
экзамена или может по их желанию проводиться в форме ГИА. При этом
допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации.
Выбранные
выпускником форма
(формы)
государственной
(итоговой)
аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать
экзамены, указываются им в заявлении.

3.9. Экзамены для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
проводятся в общей аудитории со всеми выпускниками по отдельному
варианту,
либо
в отдельной аудитории со специально организованной
экзаменационной комиссией.
3.10. Выпускники 9 класса, обучавшиеся по адаптированным программам VII
вида успешно освоившие курс основной школы, получают документ
государственного образца о получении основного общего образования.
3.11. Выпускники 9 класса, обучавшиеся по адаптированным программам VIII вида
сдают экзамен или проходят собеседование (по решению педагогического совета
общеобразовательной организации) по трудовому обучению, и получают
свидетельство установленного образца.
3.12. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших
основные общеобразовательные программы среднего общего образования,
государственная (итоговая) аттестация проводится только в форме ЕГЭ.
Государственный выпускной экзамен для выпускников с ограниченными
возможностями
здоровья
организуется
с
учетом
особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния их
здоровья.
4. Участники образовательного процесса.
4.1.Участниками образовательного процесса являются педагогические работники,
дети с ограниченными возможностями здоровья и их законные представители.
4.2. Образовательный процесс осуществляется учителями начальных классов,
учителями-предметниками, имеющими профессиональную квалификацию,
соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности
и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании,
прошедшими соответствующую переподготовку.
4.3. Учащиеся с особыми образовательными потребностями, имеют право на
обучение в соответствии с государственными образовательными программами по
индивидуальному коррекционно-развивающему маршруту.
Учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения, добросовестно учиться, бережно
относиться к имуществу школы, выполнять требования учителя, соблюдать
индивидуальный коррекционно-развивающий режим.
4.4. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и
интересы детей с особенностями развития.
Они обязаны:
 соблюдать Устав школы;
 регулярно получать консультации
и выполнять рекомендации
специалистов и учителей;
 создавать необходимые условия для получения их детьми образования.
4.5. Педагогические работники имеют право:
 самостоятельно выбирать и использовать методы и приёмы для обучения
детей с особенностями развития, а также использовать в своей
профессиональной деятельности методы и приёмы, рекомендованные
специалистами ПМПК;

 использовать учебные пособия и материалы, различные способы оценки
знаний учащихся.
Учитель несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за
качество образования учащихся с особыми образовательными потребностями и его
соответствие государственным образовательным стандартам. Также учитель несёт
ответственность за адекватность применяемых форм, методов и средств
организации образовательного процесса, за соответствие выбранных форм и
методов организации образовательного процесса возрастным психофизическим
особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям
охраны труда.
5. Ведение документации.
В МБОУ Колодезянской СОШ ведется следующая документация:
5.1. Учебный план интегрированного обучения, утвержденный директором школы;
5.2. Адаптированная общеобразовательная программа для учащихся с ОВЗ;
5.3. Журнал учета проведенных с детьми с ограниченными возможностями
здоровья уроков (занятий) федерального и коррекционного компонентов учебного
плана и посещения их детьми (заполняется учителем аналогично страницам
классного журнала);
5.4. Рабочие адаптированные программы по предметам для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья разрабатываются учителем в
соответствии с примерными программами, рассматриваются на заседании
школьного МО и утверждаются директором школы;
5.5. Расписание уроков (занятий), утвержденное директором школы;
5.6.
Индивидуальные
программы
развития
психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
5.7. Тетради учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».