Положение об инклюзивном (интегрированном) обучении детей с ограниченными возможностями здоровьяв 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение обеспечивает реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации в условиях общеобразовательной организации. 1.2. Положение разработано согласно следующим нормативным документам: - Конституции Российской Федерации; - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; - Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнением); - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». 1.3. Инклюзивное (интегрированное) обучение – это обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Организация образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных организациях, осуществляющих реализацию общеобразовательных программ, в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками. 1.4. Основная цель инклюзивного обучения – реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования в соответствии с познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социализация, адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка. 1.5. Инклюзивное образование детей с ОВЗ и(или) детей-инвалидов может реализовываться через следующие модели: 1) полная инклюзия – дети с ОВЗ и(или) дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.; 2) частичная инклюзия - дети с ОВЗ и(или) дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует межведомственная комиссия по включению детейинвалидов в инклюзивное и (или) дистанционное образование (далее – Межведомственная комиссия) по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети с ОВЗ и(или) дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям Межведомственной комиссии; 3) внеурочная инклюзия - дети с ОВЗ и(или) дети-инвалиды обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в общеобразовательном учреждении по рекомендациям Межведомственной комиссии и по согласованию с родителями (законными представителями). 1.6. Контроль за освоением образовательных программ детьми с ОВЗ и(или) детьми-инвалидами осуществляет администрация школы. 1.7.Зачисление ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный класс осуществляется приказом директора школы с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии с указанием программы обучения. 2. Организация инклюзивного (интегрированного) обучения 2.1. Инклюзивное обучение организуется по согласованию с Учредителем на основании приказа директора школы. 2.2. Инклюзивное обучение организуется: - посредством совместного обучения учащихся c ограниченными возможностями и детей, не имеющих таких ограничений, в одном общеобразовательном классе на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования. Наполняемость класса не должна превышать 25 учащихся: из них 3-5 детей с нарушениями однородного характера (задержка психического развития); 2.3. Допускается сочетание интегрированной формы организации образовательного процесса с другими формами, при наличии указания на это в заключении ПМПК. 2.4. С детьми с ограниченными возможностями здоровья из трех или более параллельных классов организуются коррекционные занятия и уроки по таким учебным предметам федерального компонента учебного плана, как математика, русский язык, литературное чтение, которые проводятся учителем. 2.5. На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного ребенка с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) выделяется в 1-4 классах – 3 часа, а в 5-9 классах – 4 часа в неделю. 2.6. Коррекционно-педагогические занятия могут проводиться в форме индивидуальных и групповых коррекционных занятий. 2.7.Учащиеся c ограниченными возможностями здоровья, успешно усваивающие адаптированные образовательные программы, по решению педагогического совета переводятся в следующий класс. 2.8.При отсутствии положительной динамики в усвоении адаптированных образовательных программ, в развитии и адаптации в условиях инклюзивного обучения по решению педагогического совета, обучающиеся в установленном порядке направляются на дополнительную диагностику в ПМПК для получения рекомендаций. 2.9.Ответственность за жизнь и здоровье детей с ОВЗ и(или) детей-инвалидов в пути следования к общеобразовательной организации и обратно несут родители (законные представители). 2.10. Ответственность за жизнь и здоровье детей с ОВЗ и(или) детей-инвалидов в общеобразовательной организации несет организация. 3. Образовательный процесс и итоговая аттестация. 3.1.Образовательный процесс инклюзивного (интегрированного) обучения осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. I ступень – начальное общее образование – VII-VIII вид, нормативный срок освоения 4 года; II ступень – основное общее образование – VII-VIII вид, нормативный срок освоения 5 лет; III ступень – полное общее образование – нормативный срок освоения 2 года. 3.2.Образовательный процесс при инклюзивном (интегрированном) обучении регламентируется школьным учебным планом, составленным в соответствии с базисным учебным планом. 3.3. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по рекомендациям ПМПК в рамках адаптированных образовательных программ при осуществлении индивидуальной психологической, медицинской коррекции. 3.4.Обучение организуется как по общим, так и по специальным учебникам, соответствующим программе обучения, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим советом и администрацией школы. 3.5. Образовательный процесс учащихся с ОВЗ сопровождают социальный педагог, психолог, медработник. 3.6. Оценка знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с программой обучения с учетом особенностей развития ребенка. 3.7. Решение о промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья принимает педагогический совет школы. 3.8. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших адаптированные программы основного общего образования, государственная (итоговая) аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена или может по их желанию проводиться в форме ГИА. При этом допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации. Выбранные выпускником форма (формы) государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении. 3.9. Экзамены для учащихся с ограниченными возможностями здоровья проводятся в общей аудитории со всеми выпускниками по отдельному варианту, либо в отдельной аудитории со специально организованной экзаменационной комиссией. 3.10. Выпускники 9 класса, обучавшиеся по адаптированным программам VII вида успешно освоившие курс основной школы, получают документ государственного образца о получении основного общего образования. 3.11. Выпускники 9 класса, обучавшиеся по адаптированным программам VIII вида сдают экзамен или проходят собеседование (по решению педагогического совета общеобразовательной организации) по трудовому обучению, и получают свидетельство установленного образца. 3.12. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования, государственная (итоговая) аттестация проводится только в форме ЕГЭ. Государственный выпускной экзамен для выпускников с ограниченными возможностями здоровья организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния их здоровья. 4. Участники образовательного процесса. 4.1.Участниками образовательного процесса являются педагогические работники, дети с ограниченными возможностями здоровья и их законные представители. 4.2. Образовательный процесс осуществляется учителями начальных классов, учителями-предметниками, имеющими профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании, прошедшими соответствующую переподготовку. 4.3. Учащиеся с особыми образовательными потребностями, имеют право на обучение в соответствии с государственными образовательными программами по индивидуальному коррекционно-развивающему маршруту. Учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу школы, выполнять требования учителя, соблюдать индивидуальный коррекционно-развивающий режим. 4.4. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей с особенностями развития. Они обязаны: соблюдать Устав школы; регулярно получать консультации и выполнять рекомендации специалистов и учителей; создавать необходимые условия для получения их детьми образования. 4.5. Педагогические работники имеют право: самостоятельно выбирать и использовать методы и приёмы для обучения детей с особенностями развития, а также использовать в своей профессиональной деятельности методы и приёмы, рекомендованные специалистами ПМПК; использовать учебные пособия и материалы, различные способы оценки знаний учащихся. Учитель несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за качество образования учащихся с особыми образовательными потребностями и его соответствие государственным образовательным стандартам. Также учитель несёт ответственность за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, за соответствие выбранных форм и методов организации образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны труда. 5. Ведение документации. В МБОУ Колодезянской СОШ ведется следующая документация: 5.1. Учебный план интегрированного обучения, утвержденный директором школы; 5.2. Адаптированная общеобразовательная программа для учащихся с ОВЗ; 5.3. Журнал учета проведенных с детьми с ограниченными возможностями здоровья уроков (занятий) федерального и коррекционного компонентов учебного плана и посещения их детьми (заполняется учителем аналогично страницам классного журнала); 5.4. Рабочие адаптированные программы по предметам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются учителем в соответствии с примерными программами, рассматриваются на заседании школьного МО и утверждаются директором школы; 5.5. Расписание уроков (занятий), утвержденное директором школы; 5.6. Индивидуальные программы развития психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 5.7. Тетради учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.