MYHI,II{I4NAJIbHOE FIO,4XETHOE OFPA3OBATENbHOE YqPEXAEHZE KONOAE3'HCKA' CPEAH{'I OEIUEOBPA3OBATENbHA' UXOIA Ilpuurro - fle.uaroru_.rgKr,rM coBereM rur(g)Jrbr flpororcorffi JZ 4,4?; it- J; ,Y Konoge:sncrofi COIU AJIACBA [p-eace4areJrb neAcoBera {AU&o.f. I r. Ta-rrairaena Naffi n ,TA W {ffi, Wi [Io"noxeHr{e o BHyrpeHHefi cncTeMe #{!, T,h fffi' W k orIeHKI,r KarIecTBa ooparoBaHl,rq 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (Положение) в образовательной организации (ОО): – определяет направления внутренней оценки качества образования и состав контрольнооценочных процедур; – регламентирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур; – закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям и функционал субъектов внутренней оценки качества образования; – обеспечивает соответствие результатам независимой оценки качества образования; – учитывает федеральные требования к порядку процедуры самообследования ОО и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования. 1.2. Положение выступает основой для проектирования систем оценки достижения образовательных результатов обучающихся в рамках основных образовательных программ по уровням общего образования. 1.3. Положение разработано в соответствии: – с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральной целевой программой развития образования на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 № 497; – Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; – Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; – ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; – ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; – Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089; – Порядком проведения самообследования в образовательной организации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 426; – Показателями деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденным приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324; – Показателями, характеризующими общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547; – уставом ОО; – Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в ОО; – Положением об индивидуальном учете освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся в ОО; – Положением о фонде оплаты труда в ОО. 1.4. В Положении использованы следующие определения и сокращения: – качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; – ВСОКО – внутренняя система оценки качества образования. Это система мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательных программ, которые реализует ОО, и результатах освоения программ обучающимися; – НОКО – независимая оценка качества образования. Это деятельность официально уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям; – ВШК – внутришкольный контроль. Это компонент ВСОКО, который поддерживает гарантии участников образовательных отношений на получение качественного образования; – диагностика – контрольный замер, срез; – мониторинг – долгосрочное наблюдение за управляемым объектом контроля с целью анализа факторов, влияющих на состояние этого объекта; – оценка/оценочная процедура – установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным в рамках основной образовательной программы; – ГИА – государственная итоговая аттестация; – ЕГЭ – единый государственный экзамен; – ОГЭ – основной государственный экзамен; – КИМ – контрольно-измерительные материалы; – ООП – основная образовательная программа; – УУД – универсальные учебные действия; 1.5. ВСОКО функционирует как единая система контроля и оценки качества образования в ОО и включает в себя: – субъекты контрольно-оценочной деятельности; – контрольно-оценочные процедуры; – контрольно-измерительные материалы; – аналитические документы для внутреннего потребления; – информационно-аналитические продукты для трансляции в публичных источниках. 2. Организация ВСОКО 2.1. Направления ВСОКО: – качество образовательных программ; – качество условий реализации образовательных программ; – качество образовательных результатов обучающихся; – удовлетворенность потребителей качеством образования. 2.2. Направления, обозначенные в п. 2.1, распространяются как на образовательную деятельность по ФГОС общего образования, так и на образовательную деятельность, осуществляемую по ФКГОС. 2.3. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года; результаты обобщаются на этапе подготовки ОО отчета о самообследовании. 2.4. Мероприятия ВШК являются частью ВСОКО. 2.5. Основные мероприятия ВСОКО: – оценка соответствия реализуемых в ОО образовательных программ федеральным требованиям; – контроль реализации рабочих программ; – оценка условий реализации ООП федеральным требованиям; – контроль состояния условий реализации ООП и мониторинг реализации «дорожной карты» развития условий реализации ООП; – мониторинг сформированности и развития метапредметных образовательных результатов. – оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ; – мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении предметных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ; – мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у обучающихся личностных УУД; – контроль реализации Программы воспитания; – контроль реализации Программы коррекционной работы; – оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования; – систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитических документов по итогам ВСОКО; – подготовка текста отчета о самообследовании, в том числе для размещения на официальном сайте ОО. 2.6. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал, состав и сроки контрольно-оценочных мероприятий определяются ежегодным приказом руководителя ОО «Об организации и проведении контрольно-оценочных работ и подготовке отчета о самообследовании». 2.7. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в годовой план работы ОО. 3. Оценка образовательных программ 3.1. Оценке подлежат основные образовательные программы соответствующего уровня общего образования, разработанные согласно требованиям образовательных стандартов. 3.2. Оценка ООП проводится на этапе ее согласования и утверждения по параметрам согласно приложению 1. 3.3. Результаты оценки ООП прикладываются к протоколу утверждения программы органом коллегиального управления. 3.4. В случае внесения в ООП изменений и дополнений, проводится оценка этих изменений и дополнений на предмет соответствия требованиям ФГОС соответствующего уровня общего образования или ФКГОС. 3.5. По пунктам 3.17, 3.20, 3.23 приложения 1 проводится развернутый анализ качества образовательной программы, результаты которого обобщаются в справке. Справка выносится на обсуждение методического совета ОО в целях своевременного внесения корректив в содержание указанной программы (образец справки – в приложении 7). 3.6. Информация по пунктам 1.1–1.4 приложения 1 включается в отчет о самообследовании (приложение 6). 3.7. Оценка дополнительных общеразвивающих программ проводится только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеразвивающих программ по параметрам: – соответствие тематики программы запросу потребителей; – наличие документов, подтверждающих этот запрос; – соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования; – соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии); – наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения программы обучающимся. 4. Оценка условий реализации образовательных программ 4.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, психолого-педагогическим, материально-техническим, учебнометодическим условиям и информационной образовательной среде. 4.2. В отношении ООП, разработанных на основе ФКГОС, используются подходы, соответствующие пункту 4.1. 4.3. Оценка условий реализации образовательных программ предусматривает проведение контроля состояния условий. Предметом контроля выступают показатели «дорожной карты» развития условий (приложение 2). 4.4. Совокупность параметров оценки и их распределение по группам условий реализации образовательных программ соответствует федеральным требованиям к показателям эффективности деятельности организации, подлежащей самообследованию. 4.5. Оценка условий реализации образовательных программ проводится: – на этапе разработки ООП того или иного уровня (стартовая оценка); – ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании. 4.6. Стартовая оценка проводится с целью учета имеющихся условий при планировании результатов образовательной деятельности и состава мероприятий по их достижению. Стартовая оценка условий дополняется «дорожной картой» их развития за период реализации ООП того или иного уровня общего образования. 4.7. Показатели стартовой оценки и показатели «дорожной карты» вносятся в организационный раздел ООП того или иного уровня общего образования после их согласования с коллегиальным органом управления. 4.8. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится контроль состояния условий. Предметом контроля выступают: – выполнение показателей «дорожной карты» по каждому уровню ООП; – совокупное состояние условий образовательной деятельности в ОО; 4.9. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий образовательной деятельности ОО включаются в отчет о самообследовании (приложение 6). 4.10. Для отчета о самообследовании используются те же параметры, которые составляют структуру оценки условий реализации образовательных программ. 5. Оценка образовательных результатов обучающихся 5.1. Оценка результатов реализации ООП, разработанных на основе ФКГОС: 5.1.1. В отношении учащихся, осваивающих ООП, соответствующих ФКГОС, оценке подвергаются только предметные образовательные результаты. 5.1.2. Оценка предметных результатов по указанной группе учащихся проводится в следующих формах: – промежуточная аттестация; – накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с использованием технологии портфолио); – анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ; – итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА (предметы по выбору); анализ результатов ГИА. 5.2. Оценка результатов реализации ООП, разработанных на основе ФГОС: 5.2.1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС проводится в следующих формах: – промежуточная аттестация; – накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с использованием технологии портфолио); – анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ; – итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА; – анализ результатов ГИА. 5.2.2. Сводная информация по итогам оценки предметных результатов проводится по параметрам согласно приложению 3. 5.2.3. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП проводится по параметрам согласно приложению 4. 5.2.4. Обобщенные параметры оценки, внесенные в приложение 4, подлежат детализации по критериям в соответствии с требованиями ФГОС. Детализацию делает лицо, ежегодно назначенное приказом руководителя ОО «Об организации и проведении контрольно-оценочных работ и подготовке отчета о самообследовании» для оценки той или иной группы метапредметных образовательных результатов. 5.2.5. Итоговой оценке достижения метапредметных результатов предшествует оценка этих результатов в рамках промежуточных аттестаций. Продвижение обучающегося в достижении метапредметных образовательных результатов выступает предметом обязательного мониторинга. 5.2.6. Достижение личностных результатов освоения ООП, в том числе сформированность личностных УУД, не подлежит итоговой оценке, а диагностируется в ходе мониторинга личностного развития обучающихся по параметрам согласно приложению 5. 5.2.7. Все образовательные достижения обучающегося подлежат учету. Результаты индивидуального учета фиксируются: – в сводной ведомости успеваемости; – в справке по итогам учета единиц портфолио обучающегося. 6. ВСОКО и ВШК 6.1. Мероприятия ВШК являются неотъемлемой частью ВСОКО. 6.2. Под ВШК понимается система управления качеством образовательной деятельности посредством планирования, организации и проведения контрольно-оценочных мероприятий, соответствующих направлениям ВСОКО. 6.3. Мероприятия ВШК и обеспечивающие их контрольно-оценочные процедуры ВСОКО включаются в годовой план работы ОО. 6.4. Данные ВШК используются для установления обратной связи субъектов управления качеством образования в ОО. 6.5. Данные ВШК выступают предметом различных мониторингов, перечень которых определен настоящим Положением. 7. Мониторинги в рамках ВСОКО 7.1. Мониторинги – это системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения. 7.2. Различают обязательные мониторинги, которые проводятся по требованиям ФГОС, мониторинг показателей отчета о самообследовании и мониторинги, которые проводятся в соответствии с Программой развития ОО. 7.3. К мониторингам в рамках ВСОКО относят обязательные мониторинги: – личностного развития обучающихся; – достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов; – выполнения «дорожной карты» развития условий реализации образовательных программ; – показателей отчета о самообследовании. 7.4. Обязательные мониторинги проводятся на основе параметров, внесенных в приложения 2–5. 7.5. Мониторинг показателей отчета о самообследовании проводится один раз в три года, а его результаты вносятся в аналитическую часть отчета о самообследовании. 8. Документация ВСОКО 8.1. Документация ВСОКО – это совокупность информационно-аналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО. 8.2. Обязательным, подлежащим размещению на сайте ОО, документом ВСОКО является отчет о самообследовании. 8.3. Для внутреннего использования субъекты ВСОКО готовят справки по результатам ВШК, локальные аналитические записки в случае внепланового контроля в одном из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов. 8.4. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается приказом руководителя ОО «Об организации и проведении контрольно-оценочных работ и подготовке отчета о самообследовании». 8.5. Должностное лицо, координирующее своевременную и качественную подготовку документов ВСОКО, ежегодно назначается приказом руководителя ОО «Об организации и проведении контрольно-оценочных работ и подготовке отчета о самообследовании». 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение реализуется во взаимосвязи с Положением о фонде оплаты труда в ОО; Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся; Положением об индивидуальном учете освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся. 9.2. Изменения в настоящее положения вносятся согласно порядку, предусмотренному уставом ОО. 9.3. Основания для внесения изменений в настоящее Положение: – изменение законодательства в сфере образования, в том числе принятие новой редакции ФГОС; – существенные корректировки смежных локальных актов, влияющих на содержание ВСОКО. 9.4. Текст настоящего Положения подлежит размещению в установленном порядке на официальном сайте ОО. Приложение 1 Критерии оценки образовательных программ № Критерии оценки Единица измерения 1. Образовательная деятельность 1.1 1.2 1.3 1.4 Общая численность обучающихся, осваивающих основную Чел. образовательную программу: Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу: – начального общего образования; Чел. – основного общего образования; Чел. – среднего общего образования Чел. Формы получения образования в ОО: – очная; Имеется / не имеется. Количество чел. – очно-заочная; Имеется / не имеется. Количество чел. – заочная Имеется / не имеется. Количество чел. Реализация ООП по уровням общего образования: – сетевая форма; Имеется / не имеется. Количество чел. – с применением дистанционных образовательных технологий; Имеется / не имеется. Количество чел. – с применением электронного обучения Имеется / не имеется. Количество чел. 2. Соответствие содержания образования требованиям ФКГОС 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 Соответствие структуры и содержания учебного плана требованиям ФКГОС Наличие индивидуальных учебных планов для учащихся, осваивающих ООП в очно-заочной и заочной формах Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при формировании компонента ОО Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) требованиям ФКГОС Наличие программ воспитательной направленности Наличие плана-графика внеурочной деятельности в рамках ООП Наличие рабочих программ и другой документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению Реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности Наличие программ работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению Соответствует / не соответствует Имеется / не имеется Имеется / не имеется Имеется / не имеется Соответствует / не соответствует Имеется / не имеется Имеется / не имеется Имеется / не имеется Да / Нет Имеется / не имеется 2.11 2.12 Наличие индивидуальных учебных планов для профильного обучения Наличие плана работы с одаренными обучающимися Имеется / не имеется Имеется / не имеется 3. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС 3.1 Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС 3.2 Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП части, формируемой участниками образовательных отношений Соответствие объема части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, требованиям ФГОС Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и традиций образовательной организации, социального запроса потребителей образовательных услуг Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по составу предметных областей и наименованиям учебных предметов Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по объему часов Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 Соответствует / не соответствует Имеется / не имеется Соответствует / не соответствует Имеется / не имеется Соответствует / не соответствует Соответствует / не соответствует Соответствует / не соответствует Имеется / не имеется Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их соответствие требованиям ФГОС Наличие рабочих программ курсов части учебного плана, Имеется / формируемой участниками образовательных отношений не имеется Отношение количества рабочих программ курсов части учебного Количество ед. на плана, формируемой участниками образовательных отношений, одного обучающегося к количеству обучающихся, осваивающих ООП Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся: – по очно-заочной, заочной форме Количество ед. / не имеется – с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно Количество ед. / не развивающимися сверстниками имеется – 8–9-х классов, реализующих индивидуальные проекты в Количество ед. / не рамках профориентации имеется – профильных классов на уровне среднего общего образования Количество ед. / не имеется Наличие плана внеурочной деятельности Имеется / не имеется Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям Соответствует/ ФГОС по составу и наименованию направлений внеурочной не соответствует деятельности Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям Соответствует/ ФГОС по объему часов не соответствует Соответствие мероприятий плана внеурочной деятельности Соответствует/ планируемым результатам ООП, в том числе Программе не соответствует формирования и развития УУД и Программе воспитания Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для Имеется / не имеется курсов внеурочной деятельности, внесенных в план внеурочной деятельности Соответствие рабочих программ курсов внеурочной Соответствует/ 3.18 3.19 3.20 3.21 3.22 3.23 3.24 деятельности требованиям ФГОС Отношение количества рабочих программ курсов внеурочной деятельности к требованиям ФГОС к количеству обучающихся, осваивающих ООП Наличие Программы формирования и развития УУД Соответствие Программы формирования и развития УУД требованиям ФГОС Доля внеурочных мероприятий Программы формирования и развития УУД в общем объеме программы в часах Наличие Программы воспитания Соответствие Программы воспитания требованиям ФГОС Доля внеурочных мероприятий Программы воспитания в общем объеме программы в часах не соответствует Количество ед. на одного обучающегося Имеется / не имеется Соответствует / не соответствует % Имеется / не имеется Соответствует/ не соответствует % Приложение 2 Критерии оценки условий реализации образовательных программ Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Факт выполнения «дорожной карты» Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность / удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: – первая; – высшая Численность / удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: – до 5 лет; – свыше 30 лет Численность / удельный вес численности педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за последние три года повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность / удельный вес численности Планируемый показатель («дорожная карта») Кадровые условия Контроль состояния условий Фактический показатель на старте Критерии оценки Единица измерения Группа условий Психологопедагогические условия педагогических и административнохозяйственных работников, имеющих профессиональную переподготовку по профилю / направлению профессиональной деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность / удельный вес численности педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации по осуществлению образовательной деятельности в условиях ФГОС общего образования, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Численность / удельный вес численности педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованиям: – тренинги, обучающие семинары, стажировки; – вне программ повышения квалификации Численность / удельный вес численности педагогических работников, реализовавших методические проекты под руководством ученых или научнопедагогических работников партнерских организаций Численность / удельный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами конкурса «Учитель года» Численность / удельный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами региональных конкурсов профессионального мастерства Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих публикации в профессиональных изданиях на региональном или федеральном уровнях Численность / удельный вес численности педагогических работников, ведущих личную страничку на сайте школы Количество педагогов-психологов в штатном расписании Количество педагогов-психологов по совместительству Количество социальных педагогов Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. Чел. Чел. Материальнотехнические условия Доля педагогических работников с вмененным функционалом тьютора в общем количестве педагогических работников Доля мероприятий, курируемых педагогом-психологом в Программе воспитания Доля мероприятий, курируемых педагогом-психологом в Программе формирования и развития УУД Доля курсов внеурочной деятельности, разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога в общем объеме курсов внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности Количество дополнительных образовательных программ на базе школы, разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога Наличие оборудованного помещения, приспособленного для индивидуальных консультаций с обучающимися, родителями Наличие оборудованных образовательных пространств для психологической разгрузки; рекреационных зон Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с ФГОС / федеральными или региональными требованиями) Наличие читального зала библиотеки, в том числе: – с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров; – с медиатекой; – оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов; – с выходом в интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки; – с возможностью размножения печатных бумажных материалов Численность / удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося Чел. / % Ед. / % Ед. / % Ед. / % Ед. Имеется / не имеется Имеется / не имеется Ед. Ед. / % Да / нет Чел. / % Кв. м Учебнометодическое и информационное обеспечение Общая площадь помещений, оборудованных для групповой работы, в расчете на одного учащегося Общая площадь помещений, оборудованных для проведения лабораторных занятий и учебных исследований, в расчете на одного учащегося Доля уроков (лабораторных занятий, практикумов) в общем объеме учебного плана, проведенных с использованием материально-технической базы организаций-партнеров Доля внеурочных мероприятий в общем объеме плана внеурочной деятельности, проведенных с использованием материально-технической базы организаций-партнеров Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Количество экземпляров справочной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Количество экземпляров научнопопулярной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Соответствие используемых учебников и учебных пособий федеральному перечню Наличие общедоступного аннотированного перечня информационных образовательных ресурсов интернета Количество единиц электронных образовательных ресурсов, используемых при реализации рабочих программ по предметам учебного плана Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых при реализации плана внеурочной деятельности Кв. м Кв. м Ед. / % Ед. / % Ед. / % Ед. Ед. Соответс твует / не соответст вует Да / Нет Ед. Ед. Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых для обеспечения проектной деятельности обучающихся Соответствие содержания сайта требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ед. Соответст вует / не соответст вует Приложение 3 Показатели оценки предметных образовательных результатов № Показатели оценки предметных образовательных результатов 1 Численность / удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся Средний балл ОГЭ выпускников 9-гокласса по русскому языку Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике Средний балл ЕГЭ выпускников 11-гокласса по русскому языку Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по математике Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 9-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в общей численности выпускников 9-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ЕГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 11-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников 11-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11-го класса Численность / удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: – муниципального уровня; – регионального уровня; – федерального уровня; – международного уровня Численность / удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся Численность / удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Единица измерения Чел. / % Балл Балл Балл Балл Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Приложение 4 Показатели оценки метапредметных образовательных результатов Группа метапредметных образовательных результатов Метапредметные понятия и термины Показатели оценки метапредметных образовательных результатов Личностные УУД Смыслобразование и морально-этическая ориентация в вопросах: – саморегуляции поведения; – взаимодействия с окружающими; – здорового образа жизни Форма и метод оценки Уровень начального общего образования Уровень основного общего образования Уровень среднего общего образования Слово Число Знак Признак Определение Информация Цель Результат Реальный Виртуальный Практический Теоретический Процесс Явление Общее Частное Причина Следствие Закономерность Тенденция Объект Субъект Анализ Синтез Гипотетический Вероятностный Смыслобразование и моральноэтическая ориентация в вопросах: – индивидуального стиля познавательной деятельности; – эффективной коммуникации; – ответственности за собственные поступки, нравственного долга; – гражданской активности; – отношения к труду и выбору профессии Индивид Личность Духовное (волевое) Душевное (психическое) Сознание Самосознание Детерминация Интеграция Дифференциация Экстраполяция Система Синергия Опрос письменный Смыслобразование и моральноэтическая ориентация в вопросах: – выбора жизненной стратегии, построения карьеры; – средств и методов самоактуализации в условиях информационного общества; – морального выбора; – взаимоотношения полов, создания семьи; – готовности к активной гражданской практике; российской идентичности; Наблюдение и диагностика в рамках мониторинга личностного развития – отношения к религии как форме мировоззрения Регулятивные УУД Познавательные УУД Способность принимать и сохранять цели учебной деятельности Освоение способов решения Умение самостоятельно проблем творческого и планировать пути достижения поискового характера целей; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, в том числе для решения творческих и поисковых задач Умение планировать, Умение соотносить свои Умение самостоятельно контролировать и оценивать действия с планируемыми определять цели деятельности и свои учебные действия результатами; корректировать составлять планы деятельности; планы в связи с изменяющейся выбирать успешные стратегии в ситуацией различных ситуациях Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность действовать даже в ситуациях неуспеха Использование знаковоУмение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, символических средств, схем модели и схемы для решения учебных и познавательных задач решения учебных и практических задач Активное использование Умение осознанно Владение языковыми средствами; речевых средств и ИКТ использовать речевые средства умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства Работа с информацией: Готовность и способность к самостоятельной информационноиспользование различных познавательной деятельности, владение навыками получения способов поиска, сбора, необходимой информации из словарей разных типов, умение обработки, анализа, ориентироваться в различных источниках информации, критически организации, передачи и оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из интерпретации информации в различных источников соответствии с коммуникативными и познавательными задачами Встроенное педагогическое наблюдение Комплексная контрольная работа на основе текста Использование ИКТтехнологий в учебной деятельности Формирование и развитие компетентности в области ИКТ Умение использовать ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Первичное освоение Умение определять понятия, создавать обобщения, логических операций и классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии действий (анализ, синтез, для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, классификация) строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы Освоение начальных форм Умение осознанно выбирать Владение навыками познавательной и личностной наиболее эффективные познавательной рефлексии как рефлексии способы решения учебных и осознания совершаемых познавательных задач действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Умение использовать Умение использовать речевые Умение использовать речевые Коммуникативные речевые средства в средства в соответствии с средства в соответствии с целями УУД соответствии с целями целями коммуникации: коммуникации: коммуникации: – участие в дискуссии; – участие в дебатах; – участие в диалоге; – развитие опыта презентаций; – устойчивые навыки – первичный опыт – создание текстов презентаций; презентаций; художественного, – владение всеми – создание текстов публицистического и научнофункциональными стилями; художественного стиля; популярного стилей; – владение всеми основными – использование в речи не – использование в речи не изобразительно-выразительными менее трех изобразительноменее семи изобразительносредствами языка выразительных средств языка выразительных средств Взаимодействие с партнером, Умение организовывать Умение продуктивно общаться и адекватная оценка учебное сотрудничество со взаимодействовать в процессе Оценка результатов проекта по информатике или технологии Комплексная контрольная работа на основе текста Текущий диагностический контроль по русскому языку Наблюдение за ходом работы собственного поведения сверстниками и педагогами совместной деятельности, учитывать позиции участников деятельности Готовность и способность Готовность и способность Готовность разрешать формулировать и отстаивать учитывать мнения других в конфликты, стремление свое мнение процессе групповой работы учитывать и координировать различные мнения и позиции Способность осуществлять взаимный контроль результатов совместной учебной деятельности; находить общее решение обучающегося в группе Приложение 5 Мониторинг личностного развития обучающихся № 1 2 Диагностируемое личностное качество Сформированность личностных УУД Показатель сформированности Предмет мониторинга по Оценочная показателю процедура Исполнитель Готовность и способность к смыслобразованию и морально-этической ориентации (см. приложение 4 к Положению о ВСОКО) Количество учащихся, демонстрирующих готовность и способность к смыслобразованию и морально-этической ориентация Встроенное наблюдение Классный руководитель, тьютор Сформированность активной гражданской позиции; российская идентичность Наличие ценностной ориентации гражданского выбора и владение общественнополитической терминологией Количество учащихся, демонстрирующих наличие ценностной ориентации гражданского выбора и владение общественнополитической терминологией Количество учащихся, освоивших понятие российской идентичности и демонстрирующих принятие культурноисторических практик России Единицы портфолио, подтверждающие социально-культурный опыт учащегося Количество учащихся, своевременно ознакомленных с Встроенное наблюдение. Тестирование Педагог-психолог совместно (или классный руководитель) с преподавателем общественнополитических дисциплин Педагог-психолог Освоение понятия российской идентичности. Принятие культурноисторических практик России Социально-культурный опыт учащихся 3 Готовность к продолжению образования на Понимание учащимся собственных профессиональных Опрос. Встроенное педагогическое наблюдение Статистический учет Классный руководитель, тьютор Статистический учет Классный руководитель, тьютор Периодичность процедур мониторинга В течение года, в рамках классных часов Ежегодно, в конце учебного года Первый раз на этапе предпрофильной профильном уровне, к выбору профиля обучения склонностей и способностей Положительный опыт углубленного изучения дисциплин учебного плана, соответствующих рекомендованному профилю обучения Опыт выполнения учащимся проектов, тематика которых соответствует рекомендованному профилю 4 Готовность и способность к саморазвитию на основе существующих норм морали, национальных традиций, традиций этноса Освоение учащимися существующих норм морали, национальных традиций, традиций этноса Опыт выполнения учащимся проектов, тематика которых свидетельствует о патриотических чувствах учащегося, его интересе к заключением педагогапсихолога о профессиональных склонностях и способностях учащихся Количество учащихся, имеющих опыт углубленного изучения дисциплин учебного плана, соответствующих рекомендованному профилю обучения Количество учащихся, имеющих завершенные и презентованные проекты, тематика которых соответствует рекомендованному профилю обучения Количество учащихся, демонстрирующих освоение содержания понятий: ценностная ориентация, нормы морали, национальная и этническая идентичность, семья, брак Количество учащихся, имеющих завершенные и презентованные проекты, тематика которых свидетельствует о патриотических чувствах Статистический учет Классный руководитель, тьютор Статистический учет Классный руководитель, тьютор Опрос Педагог-психолог и (или) классный руководитель, тьютор в рамках содержания рабочих программ по обществознанию и (или) литературе Классный руководитель, тьютор Статистический учет подготовки (по окончании учащимися 7–8-го классов). Второй раз – по окончании уровня основного общего образования Ежегодно, в конце учебного года Ежегодно, в конце учебного года 5 Сформированность культуры здорового образа жизни; ценностное отношение к труду 6 Сформированность ценностного отношения к труду 7 Сформированность основ экологической культуры культуре и истории своего народа, ценностям семьи и брака Демонстрация культуры здорового образа жизни в среде образования и социальных практиках учащегося, его интересе к культуре и истории своего народа Стабильность посещения занятий физической культурой. Сокращения количества пропусков уроков по болезни. Соблюдение элементарных правил гигиены Демонстрация уважения к Уровень активности труду как способу участи в трудовых самореализации практиках, в том числе в качестве волонтера Готовность учащихся к Освоение понятий экологически безопасному экологического поведению в быту содержания Единицы портфолио, подтверждающие социально-культурный опыт учащегося Статистический учет. Отзыв классного руководителя Классный руководитель, тьютор Ежегодно, в конце учебного года Отзыв классного руководителя Классный руководитель, тьютор Ежегодно, в конце учебного года Опрос. Статистический учет Преподаватель экологии или биологии совместно с классным руководителем, тьютором Ежегодно, в конце учебного года Приложение 6 Структура отчета о самообследовании Содержимое № раздела 1 Название 2 Система управления ОО 3 Содержание подготовки обучающихся 4 Качество подготовки обучающихся 5 Особенности организации учебного процесса Общая характеристика образовательной деятельности ОО Полное наименование и контактная информация ОО в соответствии со сведениями в уставе. Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности с указанием всех адресов и видов реализуемых образовательных программ. Взаимодействие с организациями-партнерами, органами исполнительной власти. Инновационная деятельность на уровне ФИП, РИП (при наличии) Структура управления, включая органы коллегиального и общественного управления. Взаимосвязь структур и органов управления Виды реализуемых ООП. Численность обучающихся, осваивающих ООП по уровням общего образования: – начального общего; – основного общего; – среднего общего. Количество индивидуальных учебных планов по разным категориям обучающихся. Направления дополнительных общеразвивающих программ. Количество обучающихся в объединениях дополнительного образования по каждому направлению Успеваемость (без двоек) и качество (четверки, пятерки). Количество учащихся, набравших не менее (указать количество) баллов по трем предметам ГИА. Количество учащихся, набравших не менее (указать количество) баллов по трем предметам ОГЭ. Количество призеров Всероссийской олимпиады школьников (по уровням). Количество учащихся, преодолевших установленный минимальный порог в общегородских обязательных метапредметных диагностиках. Иное (например, итоги индивидуального учета образовательных результатов в технологии Портфолио) Количество классов-комплектов. Режим образовательной деятельности (одна/ две смены; пяти/ шестидневная неделя). Продолжительность учебного года и каникул Количество обучающихся, получающих образование: – в очно-заочной форме; – заочной форме. Соответствие режима учебной деятельности санитарногигиеническим требованиям. Наличие ООП того или иного уровня, реализуемых в сетевой форме. 6 Информация о востребованности выпускников 7 Кадровое обеспечение образовательного процесса 8 Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса 9 Библиотечноинформационное обеспечение образовательного процесса Материальнотехническая база ОО Функционирование ВСОКО Анализ показателей деятельности ОО, подлежащей самообследованию 10 11 12 Количество обучающихся, осваивающих ООП: – с применением дистанционных технологий; – с применением электронных средств обучения Поступление в вузы выпускников профильных классов в соответствии с профилем. Процент поступления в вузы, ссузы от общего количества выпускников. Процент выпускников, трудоустроенных без продолжения получения образования Доля педагогических работников с высшим образованием. Категорийность педагогических работников. Группы педагогических работников по стажу работы. Возрастной состав педагогических работников. Повышение квалификации педагогических работников. Обеспеченность педагогическими работниками неосновного назначения (педагог-психолог, социальный педагог, учительдефектолог) Соответствие используемых учебников федеральному перечню. Общее количество учебных и учебно-методических пособий, используемых в образовательном процессе. Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы в расчете на одного учащегося Приложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 1–2) Приложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 3–4) Положение о ВСОКО Аналитическая текстовая часть, содержащая качественную оценку показателей, включая их сравнение с показателями предыдущего года/ нескольких лет. Констатация точек роста и управленческих решений, которые их обеспечили. Объяснение причин отрицательной динамики по отдельным показателям (если она есть). Общий вывод о результатах самообследования Приложение 7 Образец справки по результатам ВШК Cправка по итогам проведения внутришкольного контроля __________________________ (предмет контроля) Сроки проведения контроля: с «____» по «____» ________________________ 20 _____ г. Вид контроля: ________________________________________________________________. Результаты контроля Контроль реализации программы формирования / развития УУД основной образовательной программы (указывается уровень общего образования, название образовательной программы) осуществляется по следующим направлениям: содержание программы (таблица 1), выполнение программы (таблица 2) и уровень достижения планируемых результатов (таблица 3). Содержание программы Таблица 1. Предмет и результаты контроля по содержанию Программы формирования /развития УУД Предмет контроля Результаты Соответствие структуры программы формирования/ развития Соответствует / УУД требованиям ФГОС начального общего образования не соответствует / соответствует при условии корректировки Соответствие планируемых результатов требованиям ФГОС Соответствует / (указать уровень общего образования) не соответствует / соответствует при условии корректировки Планируемые результаты программы распределены по годам Да / Нет освоения ООП (указать уровень общего образования) Представлено содержание урочной и внеурочной деятельности Да / Нет по достижению учащимися планируемых результатов программы Содержание урочной деятельности разработано с учетом Да / Нет / Частично специфики учебных предметов учебного плана ООП (указать уровень общего образования) Содержание урочной деятельности отражено в рабочих Да / Нет / Частично программах учебных предметов, где выделены закрепленные программой результаты Содержание внеурочной деятельности представлено в Да / Нет / Частично соответствии с планом внеурочной деятельности ООП (указать уровень общего образования) Курсы и мероприятия внеурочной деятельности представлены Да / Нет / Частично с указанием на их планируемые эффекты Приложены типовые задачи применения универсальных Да / Нет учебных действий В программе обозначена часть, сформированная участниками Да / Нет образовательных отношений Часть программы, сформированная участниками Да / Нет образовательных отношений, подкреплена необходимыми документами Оценочные материалы разработаны и приложены к программе Оценочные материалы соответствуют планируемым результатам программы Да / Нет Соответствует / не соответствует / соответствует при условии корректировки Да / Нет / Частично Организовано взаимодействие с организациями-партнерами; привлечены консультанты, эксперты, научные руководители Анализ содержания данных, представленных в таблице 1, показывает (дается краткий анализ результатов предмета контроля, форма представления которого выбирается самостоятельно). Выполнение программы Таблица 2. Предмет и результаты контроля по выполнению Программы формирования / развития УУД Предмет контроля Результаты Учебные занятия, выделенные в рабочих программах в соответствии с Да / Нет планируемыми результатами формирования УУД, проведены Регулярные курсы внеурочной деятельности, внесенные в программу, Да / Нет проведены в объеме, запланированном рабочей программой курса Мероприятия внеурочной деятельности, внесенные в программу, Да / Нет проведены Анализ содержания данных, представленных в таблице 2, показывает (дается краткий анализ результатов предмета контроля, форма представления которого выбирается самостоятельно). Выводы: 1. Положительные эффекты: (перечислить с комментарием обуславливающих факторов: материальные условия, кадры) 2. Недочеты в содержании программы: (перечислить с комментарием причин и возможности их устранения). 3. Факты невыполнения программы: (перечислить с комментарием причин и возможности их восполнения). Рекомендации / Меры по итогам контроля (выбрать нужное): 1. Провести в срок до «_____» ___________20____года: – плановый тематический контроль (указать предмет контроля); – экспертизу документов (указать каких). 2. ____________________________________________. (иное) Справка подготовлена: _________________________ ______________ (Ф. И. О., должность) (подпись) Со справкой ознакомлен(ы): ____________________ ______________ (Ф. И. О., должность) (подпись) «____» _____________ 20____ г. gl$i o -l 9hH '\Hl EEN$ $ Eh I R xl 6 :-1 X;l\ 0p l\ == i I